Мирзакарим Норбеков

 

Файлы о системе Норбекова

(Скачать бесплатно файлы)

О том как стать здоровым, успешным, богатым. И главное о том как стать Личностью!

   Внимание: на сайте выложены только 100% официальные материалы! То есть тут только система Норбекова, пиратские книги и прочую ерунду, которые никак не относятся к М.С. Норбекову Вы здесь не найдете.

Официальные сайты http://norbekov.ru/

замечания, вопросы и предложения отправляйте по почте: msn-files@yandex.ru

 

       

Заключение о результатах экспертной оценки влияния обучения по программе «Учебно-оздоровительная система академика М.С.Норбекова в образовательных учреждениях Республики Татарстан» на здоровье школьников

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 Начальник управления здравоохранения

Исполнительного комитета

г. Набережные Челны

А.А. ФАТХЕТДИНОВ

 _________________________

 « _____ » ___________________ 2006 г.

 

                                                                                   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах экспертной оценки влияния обучения по программе

«Учебно-оздоровительная система академика М.С.Норбекова

в образовательных учреждениях Республики Татарстан»

на здоровье школьников

 

  

 

                                                                                                                                                   

Набережные Челны - 2006

 

 

I. Организация и методы медицинского исследования

В течение трех лет с 2003 по 2006 год под руководством начальника отдела охраны здоровья матери и ребенка, главного педиатра управления здравоохранения города Набережные Челны Зотова Александра Николаевича была проведена планомерная  работа по обследованию детей и дана экспертная оценка влияния учебной Системы на состояние здоровья школьников.

Программа медицинского исследования разработана А.Н.Зотовым, главным специалистом управления здравоохранения Рязаповой А.А. и  осуществлена подготовленной ими группой врачей поликлиник города:

Газизов В.Г., детская поликлиника №4, офтальмолог

Галина А.Т., детская поликлиника №6, вертеброневролог

Мусина Н.М.,  детская поликлиника №6, педиатр школ №37 и №40

Козлова Л.П., детская поликлиника №6, старший-фельдшер

Нурмиева С.М., детская поликлиника №6, фельдшер школы №37

 

Первое медицинское обследование проведено:          10-20 октября 2003г.

Второе медицинское обследование проведено:                  10-22 мая 2004г.

Третье медицинское обследование проведено:          12-19 сентября 2004г.

Четвертое медицинское обследование проведено:             12-22 мая 2005г.

Пятое медицинское обследование проведено:           10-20 сентября 2005г.

Заключительное медицинское обследование проведено:    5-15 мая 2006г.

Для оценки результативности Системы на здоровье детей была применена специальная «Модель конечных результатов» (МКР) школы, выработанная в ходе многолетней совместной работы Управлений образования и здравоохранения города.

Оценочные показатели состояния здоровья школьников, участвующих в реализации образовательной программы по учебной Системе проводись по итогам профилактических осмотров и изучения психологического статуса 2 раза в год – в начале учебного года (в сентябре) и в конце учебного года (в мае).

Оценено влияние учебной Системы на уязвимые органы и системы учащихся - органы зрения и опорно-двигательный аппарат, в которых за время учебного процесса происходят объективные нарушения.

Обследованы сердечно-сосудистая и дыхательная системы учащихся. Для этого применялись методы функциональных проб: проба Штанге, нагрузочная проба и ЖЕЛ (жизненная емкость легких).

В работе задействованы учащиеся экспериментальных классов в количестве 204 человек (школа № 37 - экспериментальная, с углубленным изучением предметов) и 209 человек (школа № 40 - контрольная, обычная школа).

Таблицы и графики наглядно показывают динамику изменения состояния здоровья в 2003-2006 годах.

 

IIАнализ результатов медицинского исследования

2.1. Динамика изменения состояния органов зрения в 2003-2006 годах

(болезни глаза и его придатков в %)

 

 

2003/ 04

2004/ 05

2005/ 06

По экспериментальным классам школы № 37

 17,7

 15,8

 14,3

По контрольной школе № 40

 16,9

 24,8

 27,2

По школам поликлиники № 6

15,1

24,5

28,3

По всем классам экспериментальной школы № 37

17,6

19,4

21,3

По не экспериментальным классам школы № 37

17,8

22,5

26,8

 

                              Динамика изменения состояния органов зрения

 

Если в 2003-2004 учебном году заболевания органов зрения в экспериментальной группе (далее ЭГ) составляло 17,7%, то в последующие годы наблюдается понижение данного показателя на 1,9% в 2004-2005, и на 3,4%  в 2005-2006 годах.

Тогда как в контрольной группе (далее КГ) данный показатель повышается от 16,9%  на  7,9% в 2004-2005, и на 10,3% в 2005-2006 годах. Показатели отклонения от нормы состояния органов зрения по школам поликлиники № 6 повышаются от 15,1% на 9,4% в 2004-2005, и на 13,2% в 2005-2006 годах.  По всем классам школы № 37 повышение показателя заболевания (на 1,8 и на 3,7 соответственно) в сравнении с КГ, со школами поликлиники № 6, значительно ниже за счет снижения заболеваний в ЭГ.

Выводы: Если в КГ, как и во всех школах, произошло ухудшение зрения за три года обучения в среднем на 10,8% (10,3; 13,2; 9), то в классах, занимающихся по учебной Системе, удалось не только сохранить, но и улучшить зрение на 3,4% .

Учебная Система даже в неблагоприятных условиях (не соответствие требованиям САНПиНа, в частности – недостаточное освещение классов) может с успехом сохранять зрение учащихся, не требуя финансовых затрат.

 

2.2. Динамика изменения состояния опорно-двигательного аппарата 

в 2003-2006 году (заболевания позвоночника в %)

 

 

2003/ 04

2004/ 05

2005/ 06

По экспериментальным классам школы № 37

39,9

30,4

25,2

По контрольной школе № 40 

40,0

42,6

45,5

По школам поликлиники № 6

36,3

41,8

46,2

По всей экспериментальной школе № 37

39

36,5

38

По не экспериментальным классам школы № 37

39,8

40,7

46,0

 

    Динамика изменения состояния  опорно-двигательного аппарата

Если в 2003-2004 учебном году отклонение от нормы состояния опорно-двигательного аппарата в ЭГ составляло 39,9%, то в последующие годы наблюдается понижение данного показателя на 9,5% в 2004-2005, и на 14,7% в 2005-2006 годах.

Тогда как в КГ данный показатель повышается от 40,0% на 2,6% в 2004-2005, и 5,5% в 2005-2006 годах. Показатель отклонения от нормы состояния опорно-двигательного аппарата по школам поликлиники № 6 повышается от 36,3% на 5,5% в 2004-2005 и на 9,9% в 2005-2006 учебных годах.

По всем классам школы № 37 наблюдается понижение с 39%  на 2,5% в 2004-2005 годах, и на 1% в 2005-2006 годах, что значительно ниже в сравнении с КГ и  школами поликлиники № 6. Общий показатель школы улучшился за счет снижения заболеваний позвоночника в ЭГ данной школы. По не экспериментальным классам школы № 37 за три года обучения наблюдается повышение заболеваний на 6,2%.

Выводы: В КГ, как и во всех школах, произошло увеличение детей с патологией опорно-двигательного аппарата в среднем на 7,2% (5,5; 9,9; 6,2). В ЭГ наблюдается улучшение состояния опорно-двигательного аппарата на 14,7% .

За три года обучения в классах, занимающихся по учебной Системе, даже при воздействии негативного «школьного фактора», наблюдается значительное улучшение состояния опорно-двигательного аппарата учащихся.

 

2.3. Динамика изменения состояния нормальных функциональных проб

в 2003-2006 году (отклонение от нормы в %)

 

 

2003/04

2004/05

2005/06

По экспериментальным классам школы № 37

79,3

84,0

85,8

По контрольной школе № 40

78,9

77,1

76,0

По школам поликлиники № 6

78,8

76,0

75,1

По всей экспериментальной школе № 37

78,7

80,0

81,0

По не экспериментальным классам школы № 37

78,0

76,8

75,5

 

      Динамика изменения состояния нормальных функциональных проб

Если в 2003-2004 учебном году отклонение от нормы состояния нормальных функциональных проб в ЭГ составляло 79,3%, то в последующие годы наблюдается повышение данного показателя на 4,7% и на 6,5% соответственно.

Тогда как в КГ данный показатель понижается от 78,9%  на 1,8% и на 2,9% соответственно. Показатель отклонения от нормы состояния нормальных функциональных проб по школам поликлиники № 6 понижается от 78,8%  на 2,8% и на 3,7% соответственно.

По всем классам школы № 37 наблюдается повышение с 78,7%  на 2,3% за счет улучшения состояния нормальных функциональных проб в ЭГ данной школы. По не экспериментальным классам школы № 37 наблюдается понижение  с 78%  на 2,5%.

Выводы: С помощью функциональных проб (согласно МКР) оценено влияние учебной Системы  на сердечно-сосудистую и дыхательную систему школьников.

В ЭГ во всех возрастных категориях произошло улучшение показателей функциональных проб на 6,5%, тогда как в КГ эти показатели ухудшились в среднем на 3% (2,9; 3,7; 2,5). Общая разница составляет 9,5%.

За три года обучения в классах, занимающихся по учебной Системе, наблюдается стабильное улучшение показателей функциональных проб.

 

 2.4. Динамика изменения состояния гармоничного физического развития

в 2003-2006 году (отклонение от нормы в %)

 

 

2003/04

2004/05

2005/06

По экспериментальным классам школы № 37

77,0

78,2

81,5

По контрольной школе № 40

76,4

76,0

74,3

По школам поликлиники № 6

77,0

76,4

75,5

По всей экспериментальной школе № 37

76,8

77,4

78,8

По не экспериментальным классам школы № 37

76,7

76,5

76,0

 

 

   Динамика изменения состояния гармоничного  физического развития

Если в 2003-2004 учебном году учащихся с гармоничным физическим развитием в ЭГ зафиксировано 77,0%, то в последующие годы наблюдается повышение числа учащихся с данным показателем на 1,2% и на 4,5% соответственно.

Тогда как в КГ количество учащихся с гармоничным физическим развитием уменьшается на 0,4% в конце второго года обучения, и на 2,1% - в конце третьего года обучения. Показатели состояния гармоничного физического развития по школам поликлиники № 6 - незначительные изменения в сторону уменьшения.

По всем классам школы № 37 наблюдается повышение с 76,8%  на 0,6% в конце второго года, и на 2% - в конце третьего года обучения. Повышение показателя по школе произошло за счет улучшения состояния гармоничного физического развития в ЭГ. По не экспериментальным классам школы № 37 – также незначительные изменения в сторону уменьшения, как и в других школах поликлиники № 6.

Выводы: В КГ, как и во всех школах, в целом произошло уменьшение детей с гармоничным физическим развитием в среднем на 1,4% (2,1; 1,5; 0,7), тогда как в ЭГ наблюдается повышение числа учащихся с данным показателем на 4,5%.

За три года обучения в классах, занимающихся по учебной Системе, наблюдается значительное улучшение состояния гармоничного физического развития.

 

2.5. Динамика изменения уровня физической подготовленности выпускников к военной службе в 2003-2006 году (по медицинскому обследованию, в %)

 

 

апрель 2005 года

10 классы

май 2006 года

11 классы

По экспериментальным классам школы № 37

А     - годные

Б, В - ограниченно годные, с незначит. ограничениями

Г,Д  - негодные, временно негодные

 

49,3

54,9

5, 8

 

58,4

40,9

0,7

По контрольной школе № 40

А     - годные

Б, В - ограниченно годные, с незначит. ограничениями

Г,Д  - негодные, временно негодные

 

39,1

55,6

5,3

 

37,8

56,8

5,4

По школам поликлиники № 6

А     - годные

Б, В - ограниченно годные, с незначит. ограничениями

Г,Д  - негодные, временно негодные

 

37,8

56,3

5,9

 

37,4

57,0

5,6

 

  

 

Состояние здоровья юношей допризывного возраста в мае 2005 года в десятых экспериментальных классах было значительно лучше (годные к ВС – 49,3%), чем в десятых контрольных классах (39,1%) и в других школах (37,8%). За годичный период показатель годности к ВС вырос в экспериментальных классах еще на 9,1% (58,4%).

 

 

Тогда как в контрольных классах снизился на 1,3% (37,8%), по школам поликлиники № 6 – снизился на 0,4% (37,4%).  Ограниченно годные и годные с незначительными ограничениями в экспериментальных 11 классах снижаются на 14%, временно негодные и негодные к ВС  остается 8% от их общего числа.

Выводы: Важна профилактическая роль обучения здоровью по учебной Системе для детей подросткового возраста 15-17 лет. За три года обучения в старших классах, занимающихся по учебной Системе, наблюдается повышение показателя готовности выпускников к военной службе.

 

2.6. Динамика изменения состояния группы здоровья в 2003-2006 году

(отклонение от нормы в %)

 

Подразделения

Группы здоровья

начало 2003 года

конец 2006 года

По экспериментальным

классам школы № 37

I

II

III

IV

10,0

73,9

15,6

0,5

19,8

70,8

9,4

0

 

По контрольной школе № 40

 

 

I

II

III

IV

10,7

72,8

16,0

0,5

9,4

67,1

21,0

2,5

 

По школам поликлиники № 6

 

 

I

II

III

IV

11,9

70,7

15,2

2

9,5

71,5

17

2

 

По всей экспериментальной

школе № 37

 

I

II

III

IV

10,7

73,0

15,7

0,6

14,5

70,4

13,7

0,8

 

По не экспериментальным

классам школы № 37

 

I

II

III

IV

11,3

72,2

15,9

0,6

9,3

70,1

18,1

1,5

 

Выводы: К окончанию эксперимента в ЭГ наблюдается повышение количества детей, составляющих I группу здоровья. Этот показатель увеличился на 9,8%.

 

2.7. Динамика изменения состояния общей заболеваемости

в 2003-2006 году (в %)

 

 

2003/04

2004/05

2005/06

По экспериментальным классам школы № 37

39,8

26,8

24,7

По контрольной школе № 40

57,2

64,2

62,8

По школам поликлинике № 6

54,6

67,2

69,2

По всей экспериментальной школе № 37

53,6

70,5

84,3

По не экспериментальным классам школы № 37

31,9

35,5

27,8

 

     Динамика изменения состояния общей заболеваемости (в %)

Если в 2003-2004 учебном году общая заболеваемость учащихся в ЭГ составила     298 %, то в последующие годы наблюдается снижение заболеваемости учащихся  на 10,1% и на 17% соответственно.

Тогда как в КГ общая заболеваемость учащихся увеличивается на 12% в конце второго года обучения, и на 9,7% - в конце третьего года обучения. Показатели состояния общей заболеваемости по школам поликлиники № 6 увеличиваются соответственно на  23% и на 26,7 %

По всем классам школы № 37 наблюдается повышение заболеваемости на 31   % и 57% в конце второго и третьего года обучения. По не экспериментальным классам – повышение данного показателя на 11% произошло в конце второго года эксперимента.  

Выводы: В КГ, как и во всех школах, в целом произошло повышение общей заболеваемости в среднем на 12-26,7  % тогда как в ЭГ наблюдается понижение общей заболеваемости на 10-17%.

За три года обучения в классах, занимающихся по учебной Системе, наблюдается понижение общей заболеваемости детей.


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. Набережные Челны

 

1. Учебная Система и при неблагоприятных условиях может с успехом сохранять зрение учащихся, не требуя финансовых затрат.

2. За три года обучения в классах, занимающихся по учебной Системе, даже при воздействии негативного «школьного фактора», наблюдается значительное улучшение состояния опорно-двигательного аппарата учащихся.

3. За три года обучения в классах, занимающихся по учебной Системе, наблюдается:

  -  стабильное улучшение показателей функциональных проб,

  -  значительное улучшение состояния гармоничного физического развития,

  -  повышение показателя готовности выпускников к военной службе,

  -  повышение количества детей, составляющих I группу здоровья,

  -  понижение общей заболеваемости детей.

 

Существующие в настоящее время здоровьесберегающие технологии не дают желаемых результатов.

Основной проблемой сохранения здоровья детей является то, что дети несамоорганизованы по отношению к здоровью. И медицинские работники не очень представляют себе, как их к этой самоорганизации подводить и подталкивать.

Совершенно очевидно, что нельзя ребенка заставить быть здоровым, если он сам этого не захочет. Результаты эксперимента доказывают, что Программа обучения здоровью по учебной Системе имеет возможность целенаправленно подводить и подталкивать ребенка к самоорганизации по отношению к проблеме здоровья, выстраивая при этом новые условия эффективной системы профилактики в школе. У ребенка формируется представление о здоровье как о предмете практической работы, обеспечивающей наращивание здоровья.

Отработанная в течение последних  трех лет форма сохранения здоровья в школе с помощью учебной Системы показала ее эффективность. Работа по этой методике позволила не только сохранить, но и улучшить все показатели, характеризующие здоровье детей в школе.

Положительная динамика в улучшении показателей здоровья сохранилась на протяжении всех трех лет работы с детьми по учебной Системе.

 

Считаем, что в свете реализации Национального проекта «Здоровье» в РТ, данная учебная Система может быть наиболее эффективной в решении проблем сохранения здоровья  детей в образовательных  учреждениях.

Эффективность оздоровительной работы в школе может быть еще повышена за счет введения дополнительных (ежедневно) уроков двигательной активности с помощью привлечения студентов высших и средних учебных заведений.

Опыт такой работы тоже проведен более чем в 20 школах города Набережные Челны с положительным результатом.

 

Руководитель медицинского сопровождения эксперимента, начальник отдела охраны здоровья матери и ребенка, главный педиатр Управления  здравоохранения

г. Набережные Челны МЗ РТ    __________________  Александр Николаевич Зотов

М.П.

 


Мирзакарим Норбеков

 

Книги

Аудио

Видео

Курсы

Тренажеры

Статьи и интервью скачать

Статьи читать онлайн

Отзывы о методике и результаты

 

Новости сайта

Помощь

Поиск по сайту  

Полезные ссылки

 
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Hosted by uCoz